Община-невидимка

Община-невидимка

Пожары, ураганный ветер, песчаная буря, перепады температуры – так отметила природа очередной День Независимости Израиля, заставив власти отменить праздничную церемонию и транслировать запись ее репетиции. Сама организация зажжения факелов не обошлась без скандалов, которыми в наших реалиях уже никого не удивишь.  Но на фоне жуткого зрелища горящих лесов и убегающих от огня людей даже эти битвы отошли на задний план. Тем более незамеченной осталась еще одна странная особенность праздника в этом году.

Честь зажечь факел на День Независимости, как известно, выпадает самым достойным. По традиции, организаторы стремятся включить в число избранных людей из самых разных общин и слоев населения. В этот раз, вероятно, преследовалась цель представить на зажигании факелов израильское общество во всем его многообразии. Поэтому группа избранных была расширена - каждый факел, кроме первого, зажигали три человека. Среди них были представители армии, Мосада, освобожденных заложников, родственников жертв 7 октября и павших солдат, жен резервистов, эфиопской и друзской общин, волонтеров, спортсменов, ученых, артистов, активистов произраильской информационной кампании, ЛГБТ и их противников. Были люди, проявившие личный героизм, – например, невероятная Рахель Эдри из Офакима… Все они, безусловно, заслужили право зажечь свой факел в самый торжественный для Израиля день. Вот только среди них не оказалось ни одного русскоговорящего израильтянина…

Может быть, здесь не было злого умысла, а просто кто-то "не подумал". Может, наоборот, надо радоваться: нас уже считают настолько интегрированными и влившимися в общество, что не выделяют в отдельную диаспору. Но это не так. У выходцев из СССР-СНГ, у их детей и даже внуков есть свои специфические запросы и проблемы; в конце концов, собственная гордость – гордость за общину и за своих. Не обязательно было выбирать "лучших людей алии", но разве мало "наших" среди солдат, проявивших героизм в последней войне, разве нет русскоязычных семей, потерявших своих близких в резне 7 октября и в боях с террористами? А сколько наших людей занимается волонтерской деятельностью – помогает фермерам, опекает эвакуированных, кормит военнослужащих? Не говоря уж о выдающихся "русских" ученых, спортсменах, врачах, деятелей искусств… В конце концов, нас примерно полтора миллиона, это семнадцать с лишним процентов от общего населения страны. Даже исходя из простой статистики, хотя бы один "русский" должен был попасть в число тридцати избранных (на самом деле, больше). Но этого не случилось.

Играет ли какую-то роль в нашем "исключении из рядов" тот факт, что организацией торжеств занималась министр транспорта Мири Регев, горячая поклонница восточной культуры и восточных традиций? Скорее здесь важно, что Регев – яркий пример политического карьеризма. И если, по ее мнению, русскоязычная община не является потенциальным электоратом, а потому не заслуживает внимания и знаков уважения, то точно так же нас воспринимают и все остальные политики, и правые, и левые. И это не новость; все последние предвыборные кампании последовательно игнорировали "русских". Интерес к нашему голосованию проявляют только немногочисленные русскоязычные политики, да еще, может быть, кандидаты из городов с крупным русскоязычным населением. 

В принципе, на то есть причины. "Медовый месяц" израильской политики и "русской" общины закончился, когда стало ясно, что мы плохо поддаемся агитации. Обманувшись несколько раз в начале Большой Алии, наши люди в массе своей перестали верить обещаниям и партийным программам. Мы хотим видеть конкретные дела: повышение пенсий и пособий, решение жилищной проблемы, программы трудоустройства и так далее. У нас нет духовных вождей и общинных лидеров, которые указывают, как голосовать. Мы даже не особенно ощущаем себя общиной - здесь, конечно, нечем особенно гордиться, но что есть, то есть. Мы самостоятельно формируем свои очень разные электоральные предпочтения, поэтому большинство политических движений не считают нужным тратить время и ресурсы на таких неуправляемых избирателей. 

Эта электоральная независимость с каждым годом все больше делает нас "невидимыми" для участников политической борьбы. Но это еще полбеды. Поскольку в Израиле политика пронизывает все сферы деятельности, те, кто незаметен для политики, становятся невидимым и в других областях. Правда, мы не ожидали, что дело дойдет до такого откровенного игнорирования вклада русскоязычной алии в жизнь государства, как отсутствие ее представителей на церемонии в честь Дня независимости. Но факт, что это произошло, мало того -  само это игнорирование прошло практическим незамеченным и никого не возмутило ни в самой общине, ни вне ее, не вызвало не то что шума, а даже легкого ропота осуждения. Что лишний раз доказывает всем, для кого мы невидимы: "русских" можно оскорблять как угодно, они все проглотят и не выйдут на улицы, подобно харедим или евреям из Эфиопии. 

Здесь можно задать вопрос: а стоит ли вообще ломать копья вокруг этой истории? Сегодня у всей страны, и у нас тоже, хватает по-настоящему серьезных проблем, и их решение никак не зависит от того, кто зажег факел в День Независимости. Разве нет?

На самом деле, зависит. Признание заслуг общины важно для всех нас, даже для того, кто считает, что он "сам по себе" и всего добивается своими силами. От этого признания зависят наши "социальные лифты" и профессиональные достижения; шансы на лучшего образования для наших детей и внуков, их статус в обществе, их будущее. От него зависит достойная старость пенсионеров, поддержка нуждающихся, программы доступного жилья и все, чего до сих пор не хватает тысячам людей. Если государство не готово ценить наши заслуги, то и наши потребности для него ничего не значат. А потому нельзя молчаливо соглашаться с тем, что полуторамиллионная община становится невидимкой в стране, для которой она столько сделала и делает сегодня.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK